Рекомендации для школьных психологов родителей по подготовке учащихся к участию в эксперименте по введению единого государственного экзамена.
1. Выявление учащихся, нуждающихся в психологической подготовке к участию в эксперименте по введению ЕГЭ.
Срывы на экзаменах являются распространенным проявлением волнения, тревоги и даже страха. Эти срывы зависят не от теоретической, а от психологической подготовки, особенно в тех случаях, когда по ряду жизненных обстоятельств у учащихся возникали и закреплялись неадекватные способы эмоционального реагирования, определяемые различными видами тревожности: мотивационной, самооценочной, межличностной, школьной, экзаменационной.
Следующие утверждения помогут определить, нужна ли выпускникам школ, сдающим ЕГЭ, психологическая подготовка к предстоящим экзаменам.
Вспомните, какими вы бываете до или в период экзаменов, на учебных занятиях. Есть ли здесь утверждения, которые вы бы оценили как справедливые по отношению к вам.
- Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки.
- Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку.
- Меня всегда беспокоит мысль, как бы получить пятерку.
- Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовил задание.
- Я, бывает, чувствую, что все забыл.
- Бывает, что «легкие» предметы я не могу ответить на 5, хотя считаюсь в лучших учениках.
- Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной.
- Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией.
- Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением.
- Я предпочел бы отвечать знакомому преподавателю.
- Меня тревожит уже мысль об экзамене, контрольной или необходимости отвечать у доски.
- Перед занятиями или экзаменом у мня, непонятно почему, бывает внутренняя дрожь.
- Если получено больше 4 выборов, то это означает, что подверженность экзаменационному стрессу средняя и выше средней и всем учащимся данной группы было бы полезно пройти курс психологической подготовки к экзаменам.
2. Психокоррекционная работа.
Ниже предлагаются упражнения, которые подходят для ликвидации разных видов тревожности. Необходимо провести от 8 до 15 тренировок. Занятия проводить через день, два, до и, при необходимости, в период экзаменов и учебных занятий.
- Представьте последовательно мелодию, цвет, пейзаж, вызывающие у вас состояние тревоги. Воспользуйтесь своими записями.
- Представьте ситуацию на экзамене, зачете, уроке, вызывающую у вас тревогу.
- Представьте, что у вас пересохло горло и колотится сердце.
- Изобразите свое состояние перед зеркалом, «дурачась».
- Успокойте дыхание: сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, задержите дыхание на 20-30 секунд и сделайте выдох на счет 1, 2. повторите 2-3- раза.
- Представьте мелодию, цвет, пейзаж, вызывающие состояние расслабления.
- Продумайте собственное поведение в ситуации п. 2.
- Представьте себя своим любимым героем.
- Подкрепите чувство уверенности в себе соответствующими представлениями мелодии, цвета, пейзажа.
- Попробуйте дать ответ на заранее подготовленный вопрос перед зеркалом и обязательно с улыбкой.
На каждом занятии добивайтесь отчетливых представлений, ощущений и естественного выполнения упражнений. Легкость выполнения упражнения 10 служит критерием достижения успеха тренировок.
Если у Вас нет возможности проводить психокоррекционную работу (не достаточно опыта, нет времени или нет уверенности, что Вы с этим справитесь) можно направить ребенка в специализированную психологическую службу. Желательно дать ребенку четкие координаты службы и имя психолога, с которым он будет работать. При необходимости созвониться с психологом и договориться о приеме ребенка.
3. Экстренная помощь.
Выслушать и принять.
Дать ребенку возможность выговориться. Не спешить предпринимать какие-то меры (в отношении родителей), не спешить давать советы или успокаивать.
- спокойно и внимательно слушать (активно);
- расспросить о подробностях ситуации;
- расспросить, как ребенок обычно выходит из таких ситуаций;
- узнать, что он чувствовал в этой конкретной ситуации;
- выяснить, отличалась ли данная ситуация от предыдущих и чем;
- спросить, как он чувствует себя сейчас, когда рассказывает о том, что с ним происходило.
Если ситуация единичная и до сих пор ребенок с аналогичными справлялся, обсудить, что, на его взгляд, помешало справиться с этой.
4. Психопрофилактическая работа
Мышечная релаксация
Комплекс выполняется на коврике, но можно и сидя в кресле.
- Ноги. Выпрямленную правую ногу на счет 1, 2, 3, 4, 5 медленно поднимите на высоту 15-20 см с постепенным нарастанием напряжения мышц. Одновременно сделайте вдох. Задержите напряжение мышц и дыхание на счет 1, 2, 3, 4, 5. Затем на счет «раз» сбросьте напряжение и сделайте выдох.
- Руки. Правая рука медленно поднимается вверх, перпендикулярно полу. Все остальное: фиксация напряжения, задержка дыхания и расслабление, – выполняется, как и для ног. Повторите это упражнение для левой руки. Выполните упражнение, надавливая правой, а затем левой рукой на пол или подлокотники.
- Туловище. Сначала напрягаются мышцы пресса и груди с приподниманием туловища и ног. Фазы те же: нарастание напряжения, фиксация напряжения и дыхания, расслабление, отдых в течение 20 секунд. Затем выполняется упражнение для мышц спины с опорой на шею и пятки.
- Шея, голова, лицо. Поверните голову вправо с постепенным напряжением шеи. Выполнив все фазы, повторите упражнение с поворотом головы влево. Теперь сожмите руки в кулаки, наклоните голову к груди с напряжением мышц шеи, сделайте гримасу, стараясь напрячь все мышцы лица. Выполните все фазы. Перед выходом из состояния релаксации вы проводите упражнения комплекса 2 или находитесь в состоянии расслабления 5 – 10 минут.
В течение 20 секунд прочувствуйте состояние расслабления. Выполните это упражнение для левой ноги. Затем выполните упражнение для ног аналогичным образом, надавливая пяткой на пол.
Аутогенная релаксация
- Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Прижмите голову к груди и отпустите ее, расслабьте шею. Глаза прикройте. Руки опущены или на подлокотниках. Успокойте дыхание: сделайте глубокий вдох на счет 1, 2, 3, 4, медленно выдохните, на выдохе задержите дыхание на счет 1, 2, 3, 4. Повторите про себя 3 раза: «Мне спокойно, совершенно спокойно, тело расслаблено».
- Представьте, что у вас в руках по ведру с водой. Как только представите, ведра медленно поставьте на пол. Подумайте: «Как приятно гудят мышцы рук!» Повторите по себя 3 раза: «Руки приятно отяжелели».
- Представьте, что вы придерживаете ногами качели в виде доски на бревнышке. На другом конце доски – мешок с песком. Как только почувствуете напряжение в ногах, качели отпустите и подумайте: «Как приятно гудят мышцы ног!» Повторите про себя 3 раза: «Ноги приятно отяжелели».
- Представьте, что левая рука опущена в тазик с горячей водой. Тепло разливается вверх по руке, до лопатки, по левой стороне груди. Повторите 3 раза: «Сердце бьется спокойно, ровно, мощно».
Выход из состояния релаксации
Эти два упражнения выполняются после тренировок и 5 – 10 минутного отдыха.
- Сделайте три дыхательных цикла с приоткрытым ртом. Почувствуйте охлаждение нёба и языка. Прохлада распространяется на глазницы. Повторите 3 раза: «Мой лоб прохладный, мысли чёткие. Я буду держать себя в руках. Мне легко дается напряжение в работе. Я умею настоять на своём ».
- Медленно поднимите руки. Сожмите их в кулаки. Как только руки окажутся над головой, посмотрите на кулаки и, потягиваясь, подумайте: «Всё тело освежилось, отдохнуло, наполнилось энергией».
Кратковременные эффективные средства борьбы со стрессом.
- Противострессовое дыхание. Медленно выполнить глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения.
- Минутная релаксация. Расслабить уголки рта, увлажнить губы (язык пусть свободно лежит во рту). Расслабить плечи. Сосредоточиться на выражении своего лица и положении тела.
- Если позволяют обстоятельства, покинуть помещение, в котором возник острый стресс. Перейти в другое место, где никого нет, или выйти на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями.
- Заняться какой-нибудь деятельностью все равно какой. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
- Примеры формул достижения цели самопрограммирования.
- Я могу наслаждаться каждым днем своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен. Экзамен – лишь только часть моей жизни.
- Сейчас я чувствую себя намного лучше, чем могло бы быть, если бы я не занимался саморегуляцией.
- Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
- Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
- Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
- Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.
- Я твердо уверен, что у меня все будет хорошо и я успешно сдам экзамены.